«Парсифаль» Вагнера возвращается, чтобы спасти мир - возможно, даже Метрополитен

  • 22-10-2020
  • комментариев

Парсифаль (Клаус Флориан Фогт) возвращается в Королевство Грааль, чтобы исцелить больного Амфортаса (Патер Маттеи). Кен Ховард / Met Opera

Звоните больным на работу. Наймите няню для ваших детей, собак или другого человека. Постарайтесь вздремнуть, а затем снова приготовьте тройной эспрессо. Это может показаться сложной подготовкой к вечеру в опере, но потрясающее возрождение «Парсифаля» Рихарда Вагнера в Met - больше, чем просто развлечение для интеллектуалов. Это художественный опыт, который может изменить вашу жизнь.

Именно это и было задумано композитором в этой эпопее 1882 года. Из ряда средневековых исходных материалов о пути наивного мальчика к высокому статусу хранителя Святого Грааля он разработал грандиозную драму, в которой не только рассказывается об архетипическом мифе о герое, но и предлагается новая система верований для западного общества, объединяющая католицизм. Буддизм, философия Шопенгауэра, права животных и религия Земли.

Но вам не нужно конвертировать, чтобы вас ошеломил этот Парсифаль, особенно как это показано в задумчивой, безукоризненно отредактированной постановке Франсуа Жирара. Он переносит действие из средневековья в жуткое антиутопическое недалекое будущее, вызывая в воображении фундаменталистский, сексуально-отрицательный социальный порядок, похожий на тот, что в «Рассказе служанки».

Видение Жирара было достаточно устрашающим пять лет назад, когда премьера спектакля состоялась, но теперь его изображение полного развала отношений между полами кажется почти вырванным из заголовков. Миссия Парсифаля становится чем-то гораздо более реальным и необходимым, чем спасение магического копья: он должен воссоединить общество, расколотое на бездумные мужские культы и бездушные женские ополчения.

Некоторые из вокалистов в этом сезоне являются ветеранами воплощения работы Met 2013 года, и, несмотря на то, что они были прекрасны тогда, с тех пор все они приобрели глубину и тонкость.

Наиболее впечатляющим в его развитии является бас Рене Папе, чья долгая роль Гурнеманца состоит в основном в заполнении сложной предыстории оперы. Если теперь на его роскошном басе появляются редкие следы царапин, это только добавляет патины к его красоте. Более того, его декламация никогда не кажется ораторской или формальной; каждое слово и каждая интонация настолько естественны и интимны, что кажется, будто их подслушивают.

В роли злого Клингзора Евгений Никитин довел свой элегантный бас-баритон до звериного рычания. Характер колдуна был тем более устрашающим из-за отсутствия у него самосознания: он был не просто злым, но одержимым демоном.

Конечно, центральным элементом этого спектакля является Питер Маттеи в роли истерзанного Короля Грааля Амфортаса. Именно моральный провал этого персонажа (и его последующие мучительные и бесконечные раскаяния) движет этой историей, и, как ни странно, чистая чувственная красота баритона Маттея сделала трагедию почти невыносимо трогательной. Даже его самые дикие крики боли никогда не превращались в уродливые, передавая понимание того, что даже самые униженные существа все еще остаются людьми и достойны уважения.

Игра Маттея, одна из самых сильных, которые я когда-либо видел в театре, сначала бросила тень на двух новых участников актерского состава, но они остались прежними. Сопрано Эвелин Герлициус очаровала загадочного оборотня Кундри, ее игра «набрала до 11», очерчивая проклятие персонажа, заключающееся в переживании вечной жизни, в виде серии коварных действий. По общему признанию, ее мускулистый голос звучал довольно много, но ее безупречная приверженность заставила даже несколько воплей вместо высоких нот звучать органично.

Совершенно уместно, что в столь неоднозначном произведении, как «Парсифаль», в главной роли должен быть исполнен парадокс Клауса Флориана Фогта. Вы могли подумать, что этот неповоротливый белокурый гигант издаст могучий рев, но вместо этого появляется светлый, пьянящий тенор, лишь немного темнее, чем у мальчика-сопрано.

Таким образом, Фогт является одновременно ребенком и мужчиной, своего рода покадровой фотографией путешествия героя. Хотя на самом деле он является полной противоположностью гламурно-угрюмого героя Йонаса Кауфмана, о котором говорилось в 2013 году. Фогт, во всяком случае, более эффективен в этой роли, более сконцентрирован и, как я подумал, более осведомлен об огромной ответственности, которую берет на себя персонаж.

И все же самым трогательным прозрением вечера стало дирижирование нового музыкального директора Met Янника Незет-Сегена, сладко поэтичного и даже в самые тяжелые моменты музыки, светящегося надеждой. Как и во «Fliegende Holländer» прошлого сезона, Незет-Сегин придала музыке непреодолимое движение вперед, никогда не торопясь, а с воодушевлением великого рассказчика, рассказывающего самую захватывающую историю в мире. Когда он поклонился, громкий рев храбрых зрителей из Метрополитена почувствовал себя… ну, помазанием.

Метрополитен в последние месяцы и годы пережил несколько тяжелых ударов, и все же после вчерашнего «Парсифаля» вы не можете избавиться от надежды. Похоже, что компания выживет, и Янник Незе-Сеген станет ее спасителем.

комментариев

Добавить комментарий